Министр ИД Армении Вардан Осканян
Отчет об итогах
внешней политики Армении в 2003 году
Подводя
итоги прошедшего 2003 года, можно с уверенностью сказать, что он стал активным
и эффективным во внешней политике Армении. Наши отношения с внешним миром
отличились разно плановостью - как в политическом, так и географическом
плане.
Президентские
и парламентские выборы в 2003 г. – еще один этап на пути становления
демократических институтов и гражданского общество. В регионе Южного
Кавказа Армения выделилась своей внутриполитической стабильностью и
экономическим ростом. Авторитет страны как стабильного и надежного
государства и партнера был укреплен. Армения стала членом ВТО и ECOSOC ООН.
Наши достижения на фоне нынешних реалий в южно-кавказском регионе более чем
ощутимы и станут серьезным стимулом для осуществления будущих программ
нашей внешней политики. В общей сложности, стабильность сохранилась и в
регионе Южного Кавказа. Опасения, в основном, были по поводу возникшего
между Ираном и США обострением, а также по поводу событий возникших после
парламентских выборов в Грузии. Основное внимание международной политики в
прошлом году было направлено на борьбу с международным терроризмом и на
нераспространение ядерного оружия. Эти задачи лежали в основе следующих
развитий глобального значения:
·
Свержение режима в Ираке силами коалиции и формирование новых властей
· Обострение,
возникшее в связи с вопросом нераспространения ядерного оружия рядом стран
·
Нынешний процесс ближневосточного урегулирования
·
Стабилизация ситуации в Афганистане и формирование нового правительства.
Несмотря
на разногласия между крупными державами мира, сплоченность международного
сообщества в борьбе с терроризмом и позитивный ход проводящегося диалога
были благоприятны для осуществления комплиментарного курса внешней политики
Армении. Руководствуясь интересами страны в вопросах развития экономики и
укрепления безопасности, в прошедшем году наши усилия были направлены по
следующим основным направлениям:
· В
сфере глобальной политики
-
Участие в процессах глобального значения, в особенности в борьбе с
терроризмом
-
Активное участие в деятельности серьезнейших международных организациях
-
Развитие взаимоотношений с вовлеченными в региональные проекты Россией,
США, ЕС и обеспечение необходимого участия в европейских, евроатлантических
и пост-советских интеграционных структурах.
· В
сфере региональной политики
-
Развитие добрососедских отношений с непосредственными соседями – Ираном и
Грузией, нормализация отношений с Азербайджаном и Турцией.
-
Укрепление региональной стабильности и развитие сотрудничества
Были
осуществлены визиты на высоком уровне в ряд стран, предприняты шаги по
укреплению наших связей в новых регионах, повышению уровня взаимоотношений
с разными странами.
Непосредственные соседи
Грузия:
Добрососедские
взаимоотношения Армения-Грузия являются одним из важных компонентов
региональной стабильности. Приоритетами двухсторонних отношений с Грузией
являются: дальнейшее развитие политического диалога и экономического
сотрудничества, безопасная, стабильная и гарантийная эксплуатация путей
сообщения, связывающих Армению по территории Грузии с внешним миром, а
также стимулирование экономических и культурных связей с армянской общиной
этой страны. В 2003 г. состоялся официальный визит президента Армении в
Грузию. В ходе визита, в частности, обсуждались вопросы погашения долга
Грузии перед Арменией, предоставления армянской стране скидок на тарифы
транзитных грузоперевозок по маршруту Поти-Садахло и Батуми-Садахло и
обратно, возобновления деятельности железной дороги по территории Абхазии,
делимитации и демаркации армяно-грузинской границы. Армянская сторона вновь
заявила о готовности всячески содействовать осуществлению программы
обеспечения социально-экономического развития на 2002-2005гг региона
Самцхе-Джавахети.
Для
обсуждения текущих армяно-грузинских задач в конце года Ереван посетил
государственный министр Грузии Зураб Жваниа.
4
января в Грузии состоялись внеочередные президентские выборы, на которых
победил Михаил Саакашвили. Мы приветствуем новоизбранные власти Грузии и
готовы к тесному сотрудничеству с ними. Уверенны, что многостороннее сотрудничество
наших стран будет продолжаться и развиваться в естественном русле.
Иран:
До
того как перейти к нашим взаимоотношениям с Ираном, хочу еще раз выразить
соболезнования иранскому народу по поводу трагического землетрясения в
городе Бам. Армения с первых же минут выразила готовность придти на помощь
пострадавшим от землетрясения и послала туда спасательный отряд и
медикаменты.
В
2003 году в наших добрососедских отношениях с Ираном был сохранен
естественный ход развития. Состоялись визиты в Армению министров
иностранных дел, науки и исследований и технологий Ирана, а также визит
министра энергетики Армении в Иран. Были подписаны документы о
сотрудничестве в сфере образования, науки и технологий, энергетики.
Намечено экономическое сотрудничество между иранской губернией Восточные
Атропатены и Сюниксокй областью Армении.
Двусторонние
отношения продолжают развиваться:
· В
сфере энергетики
·
Увеличения объемов торговли
·
Эксплуатации имеющихся путей сообщения и создания новых.
Были
продолжены обсуждения по осуществлению важных экономических проектов:
газопровода Иран-Армения, Каджаранского тоннеля, строительства ГЭС на реке
Аракс.
Азербайджан:
В
основе отношений Армения-Азербайджан продолжает оставаться вопрос Нагорного
Карабаха. В связи с выборами в Армении и Азербайджане в 2003 г. серьезных
сдвигов в процессе урегулирования конфликта не ожидалось. Подходы
новоизбранного президента Азербайджана по карабахской проблеме пока
полностью не уточнены. Однако встречу президентов Армении и Азербайджана в
конце прошлого года в Женеве можно считать обнадеживающей в плане
возможности продолжения диалога.
Что
касается иных аспектов взаимоотношений Армения-Азербайджан и существующих
возможностей, то вопреки нашим усилиям и усилиям международного сообщества в
течение 2003 г. Азербайджан продолжил демонстрировать позицию нежелания
взаимодействия сАрменией в рамках региональных программ, обуславливая это
наличием нагорно-карабахского конфликта.
Турция:
В
2003 г. во взаимоотношениях Армения-Турция ощутимых результатов
зафиксировано не было, но были заметны некоторые сдвиги в подходах турецкой
стороны.
Несмотря
на время от времени звучащие резкие заявления, турецкая сторона
нормализацию двухсторонних отношений все-таки не так жестко увязывала с
урегулированием нагорно-карабахского конфликта, как это делалось ранее.
Ставшие периодическими встречи на уровне глав МИД двух стран придали новое
качество официальным двусторонним контактам.
В
2003 г. армяно-турецкие контакты также имели место в рамках международных
организаций (ЮНЕСКО, СЕ, ЧЭС), а также в рамках неправительственных и
общественных организаций.
Мы
полны решимости продолжить процесс установления полноценных отношений с
Турцией без предварительных условий.
Россия, Соединенные Штаты Америки,
Европейский Союз Россия и США
продолжают ощутимо участвовать в процессах обеспечения стабильности и
развития экономики на Южном Кавказе. В 2003 году во взаимоотношениях с
этими странами сохранилась позитивная динамика развития, были акцентированы
торгово-экономическая и военно-политическая сферы сотрудничества.
Армения-Россия:
Стратегическое
партнерство Армения-Россия является важным фактором экономического
прогресса и обеспечения безопасности нашей страны. В прошлом году наши
взаимоотношения перешли на новый этап развития, который ознаменовался
ощутимым прогрессом в сфере экономического сотрудничества. В основном, это
было обусловлено договоренностями, достигнутыми в рамках постоянного
диалога, интенсивностью контактов на высшем уровне, визитом президента
Армении в Москву и договоренностями, достигнутыми в ходе пяти других встреч
президентов Армении и России. Россию посетили также председатель
Национального Собрания Армении, премьер-министр страны, министры обороны и
иностранных дел. В свою очередь Армению посетили председатель Федерального
Собрания России, секретарь Совета Безопасности РФ, министр обороны РФ, мэр
города Москва, депутатские группы и руководители целого ряда субъектов
России. В прошлом году была реализована схема передачи собственности
Республики Армения России в счет государственного долга, на основании
соглашения и соответствующих протоколов. Вместе с погашением ощутимой части
государственного долга страны, это стало новой возможностью для Армении в
сфере привлечения инвестиций в экономику страны. По сравнению с периодом
январь-ноябрь 2002 года рост торгово-экономического обмен составил 33,4%.
Перспективы развития двухсторонних торгово-экономических отношений во
многом зависят от восстановления прямой железнодорожной связи между
Арменией и Россией. Следовательно, важен вопрос разблокирования абхазской
железной дороги. Ведется работа по обеспечению участия Армении в
транспортном коридоре "Север-Юг" и реализации паромного проекта
"Порт Кавказ".
В
2003 году было подписано соглашения о сотрудничестве в военно-технической
области, предусматривающее обеспечение льготных условий в поставках и
снабжении вооружений.
В
2003 году Армения предприняла шаги в обустройстве правового статуса граждан
Армении, утвердивших место жительство на территории РФ, в направлении
решения их задач, возникших в свете нового законодательства России. В Южном
Федеральном округе России открылось генеральное консульство Республики
Армения, были аккредитованы три почетных консула Армении в Волгограде,
Саратове и Владикавказе. В центре нашего внимания были сохранение высокого
уровня и дальнейшее развитие армяно-российских связей в области культуры и
образования. Год был отмечен 100-летием Арама Хачатуряна. В Москве и других
городах России были организованы многочисленные мероприятия, посвященные
этой знаменательной дате.
Армения-США
В
2003 году также США продолжили активно участвовать в процессах обеспечения
стабильности и экономического развития на Южном Кавказе, проявлять свою
заинтересованность в вопросе интеграции стран региона в европейские структуры.
Армения высоко оценивает усилия США в реализации программ регионального
сотрудничества, укрепления демократии и свободной рыночной экономики,
предоставлении гуманитарной помощи и помощи развития.
Вопросы
развития взаимосотрудничества обсуждались в ходе двух заседаний
армяно-американской рабочей группы по экономическим вопросам и ставшей уже
периодической очередной встречи в рамках стратегического диалога. В числе
вопросов, обсужденных армяно-американской рабочей группой:
·
Использование гуманитарного и технического содействия США и сохранение его
уровня
·
Привлечение Армении в рамки программы США "Фонд вызовы
тысячелетия"
·
Двухстороннее сотрудничество в рамках ВТО, Всемирного Банка, МВФ
·
Мероприятия, направленные на расширение объемов и ассортимента товарооборота
и прочее.
Повестка
армяно-американского стратегического диалога включила три основных
направления:
·
Проблемы региональной безопасности
·
Двухстороннее военно-политическое сотрудничество
·
Задачи глобальной безопасности, каковыми являются контроль за экспортом и
его нераспространение, борьба с международным терроризмом и т.д.
В
прошлом году Палата представителей США приняла закон о предоставлении
Армении нормального торгового режима. Этот закон будет обсужден в 2004 году
в Сенате США, и существуют все предпосылки для того, чтоб он был принят без
каких-либо проблем. Это серьезный прогресс в двухсторонних отношениях,
который позитивно отразится на отмене поправки Джексона-Веника.
Перспективной задачей внешней политики Армении является создание свободного
торгового режима между Арменией и США.
США
продолжили процесс предоставления военно-технического содействия Армении,
которое, в первую очередь, направлено на усовершенствование средств связи
армянских Вооруженных сил и повышение квалификации армянских офицеров в
военных учебных заведениях США. В прошлом году была сохранена пропорция в
финансовой помощи, выделяемой США Армении и Азербайджану. В ереванском
посольстве США был основан офис, координирующий двухстороннее военное
сотрудничество.
В
сфере военно-политического сотрудничества США высоко оценивают роль Армении
в борьбе с международным терроризмом. Соединенные Штаты с пониманием
относятся к взвешенной и сдержанной позиции Армении в иракском вопросе. США
приветствовали предложение Армении о готовности содействовать поствоенному
восстановлению Ирака: предоставление военных врачей, саперов и транспортные
средства, а также решение Республики Армения участвовать в 2004 году в
международной миротворческой миссии на Балканах.
Армения – Европейский Союз
Интеграция
Армении в европейские структуры остается приоритетной задачей внешней
политики страны. Это отразилось как в сотрудничестве с ЕС, так и в
двухсторонних отношениях со странами Европы. В ходе встреч с руководителями
структур ЕС в конце 2003 года в Брюсселе президент Армении еще раз
подтвердил приверженность страны: реформировать общественную жизнь в
соответствии с европейскими принципами и стандартами. Это было положительно
оценено со стороны ЕС.
В
марте 2003 года ЕС выступил с инициативой "Расширенная Европа. Новые
соседи", согласно которой новые соседи расширенной Европы, во благо
стимулирования политических и экономических реформ в каждой отдельной
стране, получат новые льготы в сотрудничестве с ЕС в различных отраслях.
Южный
Кавказ пока еще не включен в эту инициативу, однако такая задача поставлена
и есть предпосылки, что в ближайшем будущем наш регион также будет вовлечен
в этот важный проект. Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Верхойген планирует
посетить в 2004 году Армению и другие страны региона, после чего, видимо,
последует уточнение политики ЕС в отношении к Южному Кавказу. Армения сама
видит будущее в полноценном членстве в составе ЕС. В течение 2003 года
продолжилась последовательная работа в рамках соглашения Партнерство и
сотрудничество Армения-ЕС.
Продолжился
политический диалог на высшем уровне, в рамках которой в прошлом году
Ереван посетила делегация "тройки" ЕС во главе с заместителем
министра иностранных дел Италии – страны, председательствующей в ЕС. В 2003
году на должности специального представителя ЕС на Южном Каказе был
назначен финский дипломат Хейки Тальвитие. Его мандат довольно обширный и
касается как вопросов экономических, так и регионального сотрудничества. В
этот короткий период состоялось три визита спецпредставителя в регион,
развивается взаимовыгодный диалог.
Армения
продолжила свое участие в спонсируемых ЕС региональных программах. В
октябре 2003 года в Ереване состоялась 10-я юбилейная межправительственная
встреча на уровне министров стран TRACECA. Армения стала
председательствующей в этой программе на следующий год. В целях
технического содействия странам СНГ в рамках программы TASIS, европейское
сообщество предоставило Армении 10 млн. евро. Такая же помощь была
предоставлена в рамках Продовольственной программы. Продолжилось
предоставление грантов Армении в рамках программы финансового содействия и
Европейским сообществом.
За
прошлый год объем торгового оборота Армении со странами ЕС вырос по
сравнению с 2002 годом на 38%.
Страны Европы
Политика
интеграции в Европу нашла свое отражение также в двусторонних отношениях
Армении со странами Европы.
В
2003 году углубились двусторонние отношения Армении со странами Восточной
Европы, расширился круг политических контактов. Уточнены наиболее
перспективные направления сотрудничества, акценты сделаны на инвестиционные
программы и программы развития. Большое место уделено сотрудничеству в
культурной и научно-образовательной сферах. Президент Армении в 2003 г.
посетил с визитами Федеративную Республику Германии и Францию. Были
обсуждены вопросы, касающиеся двухсторонних отношений, региональной
безопасности и сотрудничества.
Министр
иностранных дел Армении в конце года имел важные встречи в Берлине с
министром ИД ФРГ Йошкой Фишером. Здесь он принимал участие в работе конференции
"Южный Кавказ: политические вызовы и перспективы развития".
В
минувшем году Армению посетили высокопоставленные представители
парламентов, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств
Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Испании, Италии. Среди
них - заместитель министра ИД Италии Маргерита Бонивер, госсекретарь МИД
Норвегии Ким Траавик, глава МИД Ватикана Жан-Луи Торан, Коммисар
правительства Германии по вопросам России, Центральной Азии и Кавказа
Норберт Баас.
Ряд
важных межгосударственных и межправительственных соглашений подписан с
Германией, Швейцарией, Италией и Данией.
В
конце года в Ереване состоялись консультации между внешнеполитическими
ведомствами Армении и Великобритании. На уровне местного самоуправления
активное сотрудничество развивалось с Францией и Италией.
В
конце прошлого года Национальное Собрание Швейцарии приняло Резолюцию о
признании Геноцида армян в Турции.
В
прошедшем году отмечен новый уровень отношений между Арменией и странами
Центральной и Восточной Европы. Многие из этих стран (Польша, Чехия,
Словакия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония), а также Мальта и Кипр
в мае 2004 года станут членами Евросоюза, а Румыния и Болгария станут
членами ЕС в 2007г.
Позитивный
опыт этих стран на пути к евроинтеграции может быть с успехом применен
Арменией. Некоторые из этих стран (Словакия, Словения, Латвия, Литва,
Эстония, Румыния и Болгария) в 2004 году станут также членами НАТО.
Состоялись
визиты президента Армении в Болгарию, Румынию, председатель Национального Собрания
Армении посетил Кипр, президент Литвы Армению. В рамках визитов были
организованы армяно-румынский, армяно-литовский бизнес форумы. В октябре
2003 года глава МИД Армении посетил Хорватию и Словению. Это были первые
визиты высокопоставленного официального лица в эти страны.
В
Армении был аккредитован первый посол Польши, по совместительству в РА был
назначен посол Боснии и Герцеговины.
Страны СНГ
Армяно-украинские
отношения продолжают оставаться для Армении очень важными, принимая во
внимание экономический потенциал Украины и тот факт, что она является
узловым транспортным пунктом, а также политический вес этой страны. В 2003
году ощутимый прогресс был зафиксирован в армяно-украинских
торгово-экономических отношениях. По результатам 9 месяцев рост товарооборота
между Арменией и Украиной составил 34%. В этом контексте среди стран СНГ
Украина является самым крупным партнером Армении после России.
Официальный
визит министра обороны Армении Сержа Саркисяна на Украину в прошедшем году
положил начало военно-техническому сотрудничеству. Была продолжена
совместная работа Армении и Украины в международных организациях.
Разрабатываются программы по сотрудничеству между
административно-территориальными единицами двух стран.
В
рамках намеченного на февраль 2004 года официального визита
премьер-министра Армении Андраника Маргаряна на Украину планируется
проведение очередного заседания армяно-украинской торгово-экономической
межправительственной комиссии. В феврале премьер-министр Армении посетит с
визитом и Молдову.
В
2003 году серьезный прогресс зафиксирован в торгово-экономических
отношениях между Арменией и Беларусью. Это обусловлено договоренностями о
сотрудничестве, достигнутыми в ходе взаимных визитов высокопоставленных
официальных лиц, представителей деловых кругов и различных ведомств двух
стран, а также деятельностью совместной армяно-белорусской
межправительственной комиссии. За 9 месяцев 2003 года рост
армяно-белорусского товарооборота составил 61,6%. В прошедшем году были
реализованы договоры о поставке в Армению белорусских грузовых автомашин и
тракторов, а также о создании в Армении станции по ремонту белорусской
сельскохозяйственной техники.
В
2003 году состоялись официальные визиты министра иностранных дел Беларуси в
Армению и министра обороны РА в Беларусь, в ходе которого были подписаны
соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической и военно-технической
сферах.
Центральная Азия
Из
входящих в состав СНГ республик Центральной Азии в 2003 году был
зафиксирован прогресс в развитии сотрудничества Армении и Таджикистана.
В
2003 году состоялся официальный визит в Армению президента Таджикистана. В
рамках визита был подписан ряд соглашений. Был согласован вопрос о создании
армяно-таджикской межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Была
сформирована армяно-таджикская межправительственная комиссия, первое
заседание намечено провести в 2004 году в Ереване. Была также достигнута
договоренность о проведении в Ереване и Душанбе выставок-продаж армянской и
таджикской продукций.
Продожились
работы, направленные на улучшение торгово-экономических отношений с
Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.
Ближний и Средний Восток
Важность
взаимодействия со странами этого региона для нас обусловлена их географическим
положением, влиянием сложившейся в этих странах ситуации на современную
международную политику, их весомой ролью в Лиге арабских стран, Исламской
Конференции, Организации неприсоединившихся государств, экономическими
возможностями этих стран, а также наличием в них многочисленных армянских
общин.
2003
год не способствовал активизации отношений Армении со странами Ближнего и
Среднего Востока по причине военных действий в Ираке и последовавших за
этим событий. Отложены и не состоялись ранее запланированные взаимные
визиты.
Ситуация
сложившаяся в Ираке и вокруг него продолжает оставаться в центре внимания
Армении.
Армения
готова к участию в программах по поствоенному восстановлению Ирака и к
оказанию гуманитарной помощи иракскому народу. Страна готова отправить в
Ирак группу саперов, медиков и транспортников, которая, согласно резолюции
1511 Совета Безопасности ООН, будет действовать под единым командованием
совместно с международными многонациональными силами.
В
2003 году армяно-египетские отношения в основном развивались в направлении
реализации договоренностей, достигнутых в ходе состоявшегося в 2002 г.
заседания межправительственной комиссии. В прошедшем году на средства фонда
"Техническое сотрудничество со странами СНГ" МИД Египта, 214
армянских специалистов разных областей прошли переподготовку в Каире.
Обрисованы контуры сотрудничества в сфере здравоохранения.
Армения
высоко ценит дружеские отношения с Сирией, которые в 2003 году развивались
в сферах образования и сельского хозяйства.
В
прошедшем году в рамках саммита Информационного общества в Женеве
состоялась встреча президентов Армении и Ливана. Предстоящие программы
сотрудничества будут обсуждены в ходе запланированного на 2004 год первого
заседания армяно-ливанской межправительственной экономической комиссии.
В
2003 года взаимоотношения Армении и Объединенных Арабских Эмиратов
развивались в основном в торгово-экономической, научно-образовательной и
культурной сферах. Фонд развития Абу-Даби проводит работы по кредитованию
ряда социально-экономическихпрограмм.
Состоялся
визит делегации МИД РА в Кувейт, Оман и ОАЭ. Ведутся работы по формированию
договорно-правового поля между Арменией и странами Персидского Залива.
В
2003 году Армения аккредитовала послов-нерезидентов в ряде стран
Персидского Залива (Кувейт, Бахрейн, Оман). В РА назначены послы
Королевства Бахрейн и Султаната Оман. В 2003 году зафиксирован сдвиг в
армяно-израильских отношениях, в частности, в торгово-экономической,
научно-образовательной и культурной сферах.
Для
стимулирования экономических связей стороны пришли к соглашению о создании
совместной межведомственной комиссии, которая пока находится в процессе
формирования.
Азия, Океания, Африка
Активизация
инициатив во внешней политике Армении по направлению Азии, Океании и Африки
в последние годы обусловлена экономической мощью и прогрессом стран этого
огромного региона.
Китай
Взаимоотношения
с Китаем строились с учетом перспективы их углубления. Армению посетили
член политбюро ЦК Компартии Китая Ло Гань и заместитель министра иностранных
дел Китая Ли Гучан. В Пекине были проведены консультации между
внешнеполитическими ведомствами двух стран.
На
полноценную реализацию потенциала армяно-китайского экономического
сотрудничества направлена деятельность армяно-китайской межправительственной
комиссии. В ходе состоявшегося в прошедшем году в Ереване заседания
комиссии был отмечен прогресс в деле кредитования инвестиционной программы
совместного предприятия "ЧинАрменпрен" по производству в Китае
хлоропренового каучука. Правительство Китая безвозмездно предоставило 5 млн
юаней сельскохозяйственной отрасли Армении. Правительству Армении были
предоставлены 13 автомобилей стоимостью 5 млн юаней для протокольной
службы.
Армения
и Китай сотрудничают также в сферах науки и образования. Проведены переговоры
по основанию в Ереванском Государственном Лингвистическом Университете им.
В.Брюсова центра по обучению китайскому языку. Китайская сторона дала
согласие направить в Ереван лектора китайского языка.
Индия
Самым
важным событием развития армяно-индийских отношений в 2003 году стал
государственный визит президента Армении Роберта Кочаряна в Индию. В рамках
визита были подписаны соглашения о сотрудничестве в экономической,
военно-технической сферах, а также в сфере высоких технологий и других областях.
Состоялось открытие Центра Кавказоведения, который является единственным в
азиатском регионе.
Визиту
президента предшествовали взаимные визиты госминистра ИД Индии Дигвиджая
Сингха в Армению и заместителя министра ИД Армении Татула Маргаряна в
Индию. Индию посетили также министр образования и науки РА и президент
Национальной Академии Наук РА. Армению посетил заместитель министра
здравоохранения Индии. В Индии состоялось очередное заседание
армяно-индийской межправительственной комиссии. Были проведены консультации
между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
Правительство
Индии предоставило на развитие сельскохозяйственной области Армении грант
на сумму $5 млн. В прошедшем году увеличилось число граждан Индии,
обучающихся в Ереванском Медицинском Университете.
Япония
Несмотря
на сокращение программ правительства Японии ODA по оказанию международной
помощи в разных странах, в подотчетном году удалось не только сохранить
объем предоставляемой Японией Армении технической помощи, но и достигнуты
договоренности по увеличению этих объемов. Была осуществлена большая
грантовая программа в сфере здравоохранения. Ведутся переговоры с
соответствующими ведомствами Японии по созданию на факультете
востоковедения Ереванского государственного университета лингофонного
кабинета японского языка и по поводу организации с сентября 2004 года
обучения японскому языку.
Предпринимаются
усилия по формированию взаимоотношений с другими странами региона, по
развитию торгово-экономического сотрудничества. Армению посетили министр по
вопросам миграции и нацменьшинств Австралии, спецпредставитель
премьер-министра Таиланда. В Москве состоялся армяно-южно-корейский
бизнес-форум.
Армения
установила дипломатические отношения с Тимор Лесте, Сомали и Того. В РА
были назначены почетные консулы Южной Кореи и Филиппин.
В
2003 году согласно плану правительства РА начался процесс по членству
Армении в Азиатском банке развития.
Американский материк
Продолжены
работы повестки дня со странами американского материка.
Канада
С агентством
международного развития Канады на этапе обсуждения находятся программы по
сотрудничеству в сферах промышленности и сельского хозяйства. Были
продолжены межпарламентские контакты, состоялись взаимные визиты. В ноябре
2003 года Национальное собрание канадского штата Квебек приняло закон, в
соответствии с которым 24 апреля провозглашен днем памяти жертв Геноцида
армян в Турции.
В
2003 г. были продолжены усилия по реализации потенциала сотрудничества со
странами Центральной и Латинской Америки. В рамках Генассамблеи ООН в
Нью-Йорке состоялась встреча глав МИД Армении и Аргентины. На повестке был
вопрос открытия торгового представительства Аргентины в Ереване.
В
прошедшем году Бразилию посетили министр сельского хозяйства РА и
председатель Центрального банка Армении. Законодательное собрание
крупнейшей губернии Бразилии Сан-Пауло принял закон о Дне памяти 1,5 млн
жертв Геноцида армян.
Международные организации
Организация Объединенных Наций
Авторитет
Армении в значительной степени обусловлен нашей активной деятельностью в
ООН. В этом плане самое очевидное наше достижение это членство в Социальном
и Экономическом Совете ООН (ECOSOC), который является одним из основных
органов ООН. Армения будет членом ECOSOC в период с 2004-2006 гг. Учитывая
наше участие в иных структурах ООН, можно зафиксировать, что значительно
возросли возможности Армении воздействовать на процессы принятия решений в
рамках организации. Армения принимала участие в работах 58-ой сессии
Генассамблеи ООН, 10-ой чрезвычайной сессии, 59-ой сессии комиссии по
правам человека, 43-ей сессии комиссии Планирования и координации.
В
Ереване, согласно 1373 резолюции Совета Безопасности ООН, состоялся семинар
посвященный проблемам борьбы с международным терроризмом.
В
ходе 32-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, главной структуры по
вопросам культуры ООН, была утверждена резолюция по осуществлению,
представленной в соавторстве с Арменией, региональной программы
"Кавказ". Единой резолюцией были утверждены предложения
стран-членов организации по повестке юбилейного календаря, в котором
Армения представлена 1600-летней годовщиной армянского алфавита.
Совместно
со структурами ЮНЕСКО в 2003 году был осуществлен ряд программ, в числе
которых международный фестиваль и конференция, посвященные 100-летию Арама
Хачатуряна, научная конференция, посвященная средневековой культуре
Армении, создание центра по интеграции глухих детей, создание компьютерной
архивации и лазерного диска армянских памятников архитектуры и другие.
Организация Безопасности и
Сотрудничества Европы (ОБСЕ)
В
2003 г. деятельность Армении в рамках ОБСЕ выделилась всесторонним участием
в общеевропейских вопросах: сфера безопасности и стабильности, политики,
свободы прессы, военной политики, экономики, прав человека,
законодательства и другие.
В
прошедшем году в Маастрихте состоялась 11-ая встреча Комитета министров
ОБСЕ. В принятых декларации и документах были отражены также подходы и
позиции Армении.
Состоялся
визит в Армению Действующего председателя, главы МИД Нидерландов Яаап де
Хооп Схефера. Визит носил региональный характер и имел цель ознакомления с
процессами урегулирования конфликтов, наличествующих в регионе.
При
разработке стратегической программы борьбы с коррупцией, которая была
утверждена правительством РА в 2003 г., содействие международного
сообщества координировалось ереванским офисом ОБСЕ, который продолжает
активную деятельность по реализации этой программы.
Совет Европы
Сотрудничество
с СЕ составляет незыблемую часть евроинтеграционных процессов Армении. В
2003г отношения с СЕ развивались в русле политического, парламентского,
межправительственного сотрудничества и были обусловлены процессами
выполнения обязательств, взятых на себя Арменией при вступлении в СЕ. В
прошедшем году Армении удалось обеспечить серьезный прогресс в сфере
выполнения своих обязательств и повысить авторитет страны в СЕ.
Значительными шагами в этом направлении стали ратификация 6-ого протокола
Конвенции прав человека и отмена смертной казни в Армении. Были
ратифицированы ряд других документов и приняты важные законы, такие как
законы "О массовой информации", "Об альтернативной
службе", "О защитнике прав человека". Ратификацией
пересмотренной социальной европейской хартией Армения выполнила
обязательства по части конвенций. С Венецианской комиссией достигнуты
конкретные договоренности о проведении конституционных преобразований и
реформ в Избирательном кодексе. С соответствующим директоратом СЕ
разработана программа по осуществлению реформ в сфере местного
самоуправления.
В
начале 2003 года на заседании расширенного бюро Комитета министров СЕ при
участие спецпредставителей президентов Армении и Азербайджана и
сопредседателей Минской группы ОБСЕ были обсуждены обязательства Армении и
Азербайджана в разрезе нагорно-карабахского конфликта. В настоящее время
ПАСЕ готовит доклад по поводу урегулирования нагорно-карабахского
конфликта.
Активное
сотрудничество с СЕ в сфере борьбы с коррупцией. Скоро Армения станет
членом (GRECO). Продолжено межправительственное сотрудничество с СЕ в
области культуры, образования и науки, социального обеспечения,
градостроительства.
Содружество Независимых Государств
(СНГ)
В
2003г Армения продолжит свое действенное участие в структурах СНГ, участвуя
на состоявшихся 2003 году заседаниях Совета глав государств СНГ, Совета
глав правительств стран СНГ, Совета министров иностранных дел, в
неформальной встрече глав государств Содружества.
В
последнее время активизировались усилия по созданию единого экономического
пространства совместно с Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Нас
определенно интересует ЕврАзЭС с участием России, Казахстана, Беларуси,
Кыргызстана, Таджикистана, которому позже присоединились в качестве
наблюдателей Украина и Молдова. В прошедшем году Армения также стала
наблюдателем в ЕврАзЭС.
Международные экономические
организации
Одной
из наших приоритетных задач является усиление экономического компонента
внешней политики, что в значительной степени обуславливается интеграцией
Армении в международные экономические организации. В этом направлении
весомым событием стало членство Армении в ВТО. МИД РА постоянно и всячески
содействовало успешному продвижению этого процесса. Наиболее важными для
Армении из международных экономических организаций являются ОЧЭС, FAO,
UNIDO, UNCTAD, комиссия экономики Европы ООН (UN/ECE) и азиатская и
тихоокеанская социально-экономическая комиссия (UN/ESCAP), а также
Международный телекоммуникационный союз (ITU).
С 1
ноября 2002 года по 1 мая 2003года Армения была председательствующей
страной в ОЧЭС. Шаги Армении в рамках председательствования были направлены
на развитие последних завоеваний организации с учетом приоритетных сфер
сотрудничества как для Армении, так и для других стран-участниц. В Ереване
состоялась итоговая встреча министров ИД ОЧЭС, после чего председательство
в этой организации перешло Азербайджану.
Программа
продовольствия и сельского хозяйства ООН (FAO) продолжает осуществлять в
Армении ряд программ. В Ереване открылось представительство FAO - первое в
странах Южного Кавказа. Обсуждается вопрос возможности превращения
представительства в центр FAO в странах СНГ.
В
течение 2003 года в Армении осуществлялась программа стран-участниц
азиатской и тихоокеанской социально-экономической комиссии (UN/ESCAP) по
управлению глобализации. Основная цель программы создание условий для
интеграции в процессы глобализации стран Центральной Азии, Закавказья и
Монголии, а также эффективное использование потенциальных возможностей.
Система безопасности
Организация Договора Коллективной
Безопасности (ОДКБ)
Членство
в ОДКБ является одной из важных составляющих системы безопасности Армении.
В 2003 году ДКБ был реструктуризирован в международную региональную
организацию, в данном процессе Армения принимала активное участие.
Обсуждались вопросы становления организации, а также оборонительное и
военно-техническое сотрудничество. В прошедшем году по этим вопросам были
приняты решения в ходе заседаний структур организации – Совета министров ИД
ОДКБ, Совета министров безопасности и Совета коллективной безопасности
(верховный орган).
Состоялся
визит Генерального секретаря Совета коллективной безопасности в Армению, в
ходе которого он встретился с президентом РА, с министром обороны, с главой
МИД, руководителями служб полиции и национальной безопасности, а также с главой
департамента по чрезвычайным ситуациям. В ходе встреч обсуждались вопросы
региональной безопасности, военно-технического сотрудничества и хода
выполнения принятых ОДКБ решений.
НАТО/Партнерство во имя мира
За
последние годы отношения Армении с Евро-Атлантическим альянсом стремительно
развиваются. Благодаря предпринятым усилиям, взаимоотношения Армения-НАТО
вступили на качественно новый уровень.
В
прошедшем году состоялись взаимные визиты президента Армении и Генсека
НАТО. Армения участвовала на встречах министров иностранных дел, обороны и
глав Генеральных штабов. Был продолжен диалог на уровне заместителя
министра ИД и заместителя Генсека НАТО в сферах евроатлантической и
региональной безопасности, а также по вопросам сотрудничества Армения-НАТО.
Диалог носит постоянный характер и имеет тенденции к расширению круга
обсуждаемых вопросов.
В
рамках PARP "Партнерство во имя мира" в 2003 году в штаб-квартире
НАТО состоялась первая встреча в формате 19+1. Вследствие реализации
утвержденной на этой встрече программы, силы и средства предоставленные
Арменией (один миротворческий батальон, центр разминирования и полигон)
будут приведены в соответствие с силами союзников, что является одной из
важных целей программы Партнерство во имя мира. В 2003 году Армения присоединилась
к многостороннему договору о статусе вооруженных сил (PfP Status of Forces
Agreement- PfP SOFA), подписанный в рамках программы "Партнерство во
имя мира".
Были
решены вопросы, связанные с включением в состав греческого батальона в
Косово армянского миротворческого взвода, и с января 2004 года армянские
миротворцы будут привлечены к миротворческой деятельности на Балканах
(KFOR). В 2003 году в рамках программы "Партнерство во имя мира"
были проведены военные учения "Cooperative Best Effort – 2003",
что являлось важным мероприятием, направленным на укрепление доверия в
ервоатлантическом регионе и стимулирование сотрудничества. В военных
учениях, впервые проводимых на территории постсоветских государств, приняли
участие 19 государств - партнеров и членов НАТО, в том числе и Россия.
Несмотря на готовность Армении принять представителей всех государств
региона, представители Азербайджана не принимали участия в учениях. Турция
принимала участие в учениях в качестве наблюдателя, на уровне трех офицеров.
В 2003 году начальник Главного штаба РА и представитель Армении в НАТО
приняли участие в штабных военных учениях "Exercite Allied Action –
2003", проходивших в Турции. Это был первый визит высокопоставленного
официального лица оборонного ведомства в Турцию.
Политический
диалог с НАТО, участие Армении в программе "Партнерство во имя
мира" носят все более целенаправленный и систематизированный характер.
Создание сил, которые будут оперативно совместимы с силами союзников НАТО
позволит Армении иметь свой вклад в осуществлении миротворческих операций,
проводимых НАТО.
Вопросы нераспространения и контроля
экспорта
24
сентября 2003 года Национальное Собрание Армении приняло закон "О
контроле за продуктами и технологиями двойного назначения, а также
транзитных перевозок последних по территории Республики Армения",
главным инициатором которого был МИД РА.
Армения
вовлечена в Кимберлийский процесс.
В
области контроля над экспортом в 2003 году были установлены партнерские
отношения с администрацией США по национальной ядерной безопасности.
Продолжается тесное сотрудничество с Бюро безопасности и промышленности
департамента США. Совместными усилиями в Вашингтоне был проведен семинар,
посвященный вопросам развития законодательных и нормативных баз.
Армения-Диаспора
В
2003 году в рамках расширения сотрудничества и развития двухсторонних
отношений Армения-Диаспора ряд мероприятий были проведены под эгидой
Второго форума Армения-Диаспора.
В
числе этих мероприятий можно отметить первую экономическую конференцию
Армения-Диаспора, в ходе которой, при участии предпринимателей Диаспоры,
были обсуждены вопросы экономического развития Армении, участия Диаспоры и
использование ее потенциала в вопросах устранения преград для инвестиций в
экономику Армении и Нагорного Карабаха, реализации товаров, произведенных в
Армении.
В
числе осуществленных мероприятий можно отметить поступление выпускников
школ Диаспоры в ВУЗы Армении, обеспечение районов Армении необходимыми
учебными, методологическими армяноведческими материалами и пособиями, организация
курсов переквалификации преподавателей-представителей Диаспоры в
научно-учебном "Спюрк", первую конференцию Армения-Диаспора,
сотрудников здравоохранения, армяноведческую конференцию Армения-Диаспора в
сферах науки, первую конференцию Армения-Диапсора в области средств
информации, третьи панармянские олимпийские игры и всеармянский молодежный
слет "Базе".
Система МИД
В
2003 году МИД Армении осуществлял свою кадровую политику в соответствии с
положениями закона "О дипломатической службе". Были уточнены
соотношения дипломатических должностей и рангов и регламентирован весь
процесс дипломатической деятельности: ротация, рабочие командировки,
аттестация, переподготовка, резерв кадров и т.д. Конкурсно-аттестационная
комиссия МИД регулярно проводила внутренние и внешние конкурсы. В центре
внимания министерства находятся вопросы, связанные с правовым статусом лиц,
осуществляющих дипломатическую деятельность и защита социальных гарантий
дипломатов и членов их семей.
В
2003 году средства на деятельность внешней политики РА выделены полностью и
согласно графику. Выполнены запланированные на год бюджетные обязательства.
Согласно требованиям статьи 46 закона "О дипломатической службе",
решением правительства РА утверждены заработные платы действующих в
иностранных государства армянских дипломатических служащих. (...)
Завершая
дипломатический год, в основе активной внешней политики Армения будет
продолжать участвовать в международных процессах, развивать двусторонние
отношения как с непосредственными соседями и странами региона, так и
мировыми центрами силы для обеспечения безопасности страны, развития
экономики и повышения благополучия народа в атмосфере стабильности, мира и
безопасности.
|